Организация работ и изучение неисправностей
Успешное исследование неисправных деталей, узлов приборов и механизмов, а также установление возможной причины их отказов (дефектов) во многом зависит от хорошей организации работы во время исследования, которая требует умения, слаженности, настойчивости, терпения, такта, честности, непредубежденности и других качеств людей, которые ее выполняют.
Для определения неисправностей применяются следующие контрольно-измерительные инструменты, приспособления, жидкости и смазки.
Оптические: переносный микроскоп или бинокулярный микроскоп (МБС-1, МБС-2), трубоскопы, набор луп разного увеличения, набор зеркал с державками для осмотра труднодоступных мест. .
Измерительные: металлическая рулетка на 20—50 м микрометр, угломерный круг, штангенциркуль, кронциркуль, нутромер, масштабная металлическая линейка, набор щупов.
Слесарные инструменты и приспособления: кусачки, ножовка, ножницы для металла, нож перочинный, набор ключей, зубило, слесарный молоток, набор напильников, плоскогубцы, разводной ключ, малая и большая отвертки, лом малый, скальпель,’пинцет, шлифовальная шкурка № 200, кисточки для промывки деталей, карманный фонарик, переносная лампочка 28 в с удлиненным шнуром, две — три ванночки для обмывки исследуемых деталей или хранения в них деталей, две — три бутылки с пробками для взятия проб топлива, смазок и гидросмесей, набор цветных карандашей для маркировки, миллиметровая бумага 5—6 м.
Жидкости и смазки: набор проникающей и проявляющей красок для определения трещин, смазка ЦИАТИМ-201 для консервации изломов.
Ниже приводятся типовые схемы исследования:
— разрушенного объекта (рис. 5.3);
— объекта, пригодного для проверки на испытательном стенде (рис. 5.4);
— причин отказа или дефекта непосредственно на, самолете (рис. 5.5).
По этим схемам рекомендуется организовать работы по исследованию неисправностей как в лабораториях, так и в условиях эксплуатации.
Для выяснения причин неисправности вначале устанавливают ее внешнее проявление, а затем причины, могущие вызвать подобный отказ. Для этих целей используют схемы, чертежи, описания, бюллетени, а также имеющуюся статистику по отказам и дефектам.
Если в результате анализа выявлено, что неисправность вызывается причинами, которые могут быть обнаружены визуально, и на осмотр не требуются большие трудозатраты (имеется в виду снятие дополнительных агрегатов для осмотра), то в первую очередь осматри- . вают наиболее вероятное местонахождение неисправности.
Если визуальный осмотр не дал положительного результата, используют метод последовательного прибли-
r* *~’— — i|L неследов., ‘ неисп(ш\ .пой дет-и їли или 1 і поста — І граннего тела. I. привес — — I шего к I Г ^отказуj | I — — J |
Рис. 5.4. Типовая схема исследования объекта, пригодного для про-
верки на испытательном стенде
жения к месту появления неисправности, т. е. поочередно проверяют работоспособность отдельных участков (узлов) схемы включения элементов или последовательно исключают из рассмотрения исправные участки (узлы).
Суть этого метода заключается в следующем. Систему, состоящую из нескольких блоков, вначале рассматривают в целом (рис. 5.6), а затем производят поочередную проверку каждого механического устройства системы. Чаще вместо проверяемого агрегата (считающе-
Рис. 5.5. Типовая схема исследования причины отказа или дефекта непосредственно на самолете (двигателе) |
«
гася неисправным) в систему включают исправный эталонный агрегат. Проверка работоспособности агрегата, механизма и аппаратуры в каждом конкретном случае производится путем тщательного внешнего осмотра или проверкой на специальных установках после их предварительного снятия с самолета, или «прозваниванием» электрической цепи, продувкой сжатым воздухом трубопроводов, размонтированием агрегатов и деталей систем и т. д. Причем последовательность проведения проверок осуществляется по принципу от простого к сложному. Такой порядок позволяет быстрее подойти к неисправному блоку или узлу.
Работоспособность технических устройств МОЖНО также проверять путем поочередного отключения отдельных блоков или заменой их исправными (проверенными) с обязательным замером параметров. Такой вид проверки практикуется при определении неисправностей в воздушных, гидравлических и топливных системах.
Энный
участок
0…………..
Недостаток метода последовательного приближения заключается в том, что при его использовании требуются эталонные агрегаты (приборы), значительные трудозатраты и сравнительно длительное время. В связи с этим он больше применяется при отыскании неисправностей в сложных системах.
Для сокращения объема работ и времени при определении неисправностей методом последовательного приближения систему делят на п участков (п — 1, 2, 3, …), в которых затем проверяют работоспособность каждого блока, начиная с любого участка (рис. 5.6). Для этого используются штепсельные разъемы электрических цепей, соединения трубопроводов воздушных и жидкостных систем, шарнирные соединения и др. В участках проверяются параметры и величины, которые почему-либо вышли из предела допусков (например, напряжение, сила тока в электрической цепи, давление в гидровоздушных системах и т. д.).
Если ‘ведется или имеется итоговая статистика неисправностей авиационной техники, то рекомендуется применять методы, учитывающие статистическую вероятность появления отказов и дефектов. Одним из них яв-
ляется метод «трудозатраты — вероятность». Суть этого метода заключается в следующем.
Допустим, что после анализа причин, могущих вызвать подобный отказ, установили, что в системе может быть одна или одновременно несколько неисправностей. Далее, предположим, что всего таких неисправностей. может оказаться Четыре. .
Обозначим предполагаемые неисправности соответственно цифрами 1, 2, 3, 4, а частоту или вероятность появления каждой в отдельности ‘ неисправности при возникновении подобного отказа — q, <7г>. <7з и <74-
Предположим, что из статистики, имеющейся в авиационном парке, известно 10 аналогичных отказов, из них четыре отказа вызывались неисправностью 1, один отказ — неисправностью 2, два отказа — неисправностью 3 и три отказа — неисправностью 4. Соответственно вероятность появления каждой неисправности <7i = 0,4; <72 = 0,1; q3 = 0,2; <74 = 0,3.
Затем для сокращения времени на установление причин отказа намечаем наиболее рациональную схему работ. Для этого берем отношение вероятности появления неисправности к трудозатратам (времени) на проверку неисправности (є):
где Тр — трудозатраты ч для проведения проверки, чел.-час.
В нашем примере Тр — 1 час, Тр2 = 0,5 час, Тр3 — = 0,2 час и 77?4 = 0,4 час.
Это отношение называется коэффициентом последовательности проверок и в данной задаче составляет: єі = 0,4; Є2 = 0,2; є3 = 1; Є4 = 0,75.
По-видимому, целесообразно начинать проверку с той предполагаемой неисправности, величина коэффициента для которой наибольшая, в данном случае с не — • исправности 3. Наиболее рациональная схема здесь следующая: 3->4-М->2. Если неисправность обнаружится на предполагаемой неисправности 3 или 4, проверку прекращают.
В некоторых случаях отказ вызывается одновременным появлением двух или более неисправностей. З&есь рекомендуется та же последовательность проверок,
только после устранения первой обнаруженной неисправности необходимо продолжать поиск других неисправностей по выбранной схеме.